Приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью

28 октября 2012

Весной 2011 года к нам обратился клиент со следующей проблемой. По его мнению, кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка во много раз превышает рыночную стоимость соответствующего земельного участка. Согласно     ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее –         ЗК РФ) “В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости” .

Итак, нам предстояло привести кадастровую стоимость земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью, таким образом, снизив необоснованно высокое налоговое бремя налогоплательщика по земельному налогу (гл. 31 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ).

В ходе исследования законодательства, регулирующего соответствующие спорные материальные правоотношения, а также судебной практики в данной сфере нами было выявлено значительное количество правовых проблем, возникающих при попытке обращения в суд с исками, целью которых было снижение кадастровой стоимости земельных участков. Если не углубляться в содержание данных судебных актом, то в целом можно отметить, что судебная практика за период 2009-2011 гг. по исследуемому вопросу была отрицательной. Справедливости ради следует сказать, что большинство проанализированных нами судебных актов было вынесено до изложения ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, указанной выше.

В конце августа – начале сентября было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. № 913/11 по делу № А27-4849/2010, которое стало краеугольным камнем по данной категории дел.

Данный судебный акт признал допустимым приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью, однако в тоже время в совокупности с Федеральным законом от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” породил огромное количество дискуссионных вопросов как в сфере земельного, так и в сфере налогового законодательства.

15 сентября 2012 г. мы обратились с иском в Арбитражный суд Свердловской области (А60-34924/2011). Ответчиками по указанному иску были как Управление Росреестра по Свердловской области, так и Кадастровая палата. Оба соответчика по разны причинам просили в иске отказать. 

По результатам рассмотрения дела Решением Арбитражного суда Свердловской области от   29 ноября 2012 года наши требования были удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка была снижена с 570 мил. руб. до 99 мил. руб. (то есть около 5,5 раз. Впоследствии нами инициировалось другое дело, по результатам которого кадастровая стоимость была снижена более чем в 10 раз). Соответствующий судебный акт был обжалован в суд апелляционной и кассационной инстанции. Суды вышестоящих инстанций оставили ранее вынесенное решение суда первой инстанции в силе. В настоящий момент одним из ответчиков была подана надзорная жалоба.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2012 года по делу № А60-34924/2011 примечательно в том числе тем, что кадастровая  стоимость земельного участка приведена в соответствие с его рыночной стоимостью не на дату проведения кадастровой оценки, на иную дату .

Наиболее же дискуссионным вопросом в настоящий момент является то, с какой даты применять вновь установленную кадастровую стоимость земельного участка для целей определения налоговой базы по земельному налогу.