Риски административной ответственности в сфере ЖКХ

13 августа 2013

file/comands/nazarenko.jpgНастоящей статьей мы начинаем серию публикаций об актуальных вопросах административной ответственности в сфере ЖКХ. 

Автор - Евгений Назаренко.

В реалиях настоящего времени для исполнителей коммунальных услуг (в первую очередь для управляющих организаций и ТСЖ) основной проблемой зачастую является не обеспечение надлежащего содержания домов и даже не урегулирование конфликтных ситуаций с поставщиками коммунальных ресурсов либо с потребителями услуг, а вопросы взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Активность органов Прокуратуры, ГЖИ, Роспотребнадзора, квартальных и Административных комиссий созданных при районных администрациях сегодня столь высоки, что без надлежащей юридической защиты возможность работы (выживания) компании в сравнительно короткий срок может быть сведена на нет.

Основными «смертельными» нормами для исполнителя коммунальных услуг являются следующие:

Ст. 7.23.1. КоАП РФ - нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Данная норма предусматривает административную ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 250 000 до 300 000 руб. за нарушение правил раскрытия информации исполнителями коммунальных услуг, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.10. Согласитесь, всего несколько подобных штрафов способны парализовать деятельность как ТСЖ, так и УК.

Ст. 13 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14.06.2005 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию фасада здания или его элементов. Статья предусматривает административную ответственность для юридических лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию фасада здания или его элементов, в размере от 10 000 до 30 000 рублей. Ни для кого не секрет, что фасады домов в г. Екатеринбурге находятся далеко не в идеальном состоянии, и основным объектом претензий являются рисунки – граффити, да и просто многочисленные надписи на стенах жилых домов. Наличие подобных «загрязнений» фасадов и является основанием для возбуждения административного производства, а ведь по городу подобных фактов десятки тысяч. Опасность таких штрафов для крупных УК в том, что количество подобных штрафов в месяц может запросто достигать и сотни штук. 

Часть 1 ст. 17 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14.06.2005 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» – нарушение правил благоустройства населенных пунктов, предусматривающая административную ответственность для юридических лиц за нарушение правил благоустройства территорий населенных пунктов. Комитет по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга и районные службы заказчика, очевидно, тяготеют к тому, чтобы квалифицировать любое выявленное ими нарушение в сфере благоустройства города именно по этой «драконовской» статье.

Интересна сама по себе и судьба ч. 1 ст. 17 областного Закона № 52. До апреля 2013 года норма имела санкцию для обслуживающих организаций в виде штрафа от 100 до 200 тысяч рублей.

08.04.13 часть 1 была исключена из статьи 17 Закона, что вызвало и некоторую шумиху в местных СМИ и публичные сетования муниципальных чиновников по поводу лишения важного инструмента в деле наведения порядка в городе (вот, например, здесь http://lipovich.livejournal.com/).

Однако «слухи о безвременной кончине» ст. 17 оказались несколько преувеличенными, поскольку менее чем через три месяца статься 17 «вновь ожила» (статья возвращена с 01.07.2013). Более того, вернулась она с обновлённой и «улученной» санкцией – штраф от 200 до 400 тысяч рублей (ранее устанавливался штраф от 100 до 200 тысяч рублей). В настоящее время эта статья является серьезной угрозой, так как в месяц возможно получение до десятка подобных штрафов. 

Сегодня средняя управляющая организация в г. Екатеринбурге может получать (а многие УК и реально получают) постановления об административных правонарушениях в ежедневном режиме. Только вдумайтесь в этот факт!

Общая сумма штрафов, которая ежедневно запросто исчисляется сотнями тысяч рублей, а в разрезе месяца – даже миллионами. Надо понимать, что уровень дискреционных полномочий контролирующих органов сегодня чрезвычайно высок и именно должная юридическая защита против действий административных органов призвана минимизировать риски возложения штрафов на исполнителя коммунальных услуг.

В следующих статьях нами будет проанализирована каждая из приведенных выше «смертельных» статей, а также обозначены моменты, на которые стоит обратить внимание при выстраивании юридической защиты против привлечения к административной ответственности по ним.